?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Никто не готов это слышать, никто не готов это принять. Но похоже, что современные детские сады, школы, институты, колледжи, университеты - всё это лишь фабрики по производству шаблонных интеллектуальных биорабов.

Смерть Стива Джобса снова натолкнула меня на мысль о смысле образования и формуле гения. Формуля гения Джобса всё та же, что и у других гениев : дома ему позволяли делать всё, что ему захочется, бросил колледж, занимался своими делами -> успех.
Вы видите то, что вижу я?
Ещё один пример, опять из сферы ИТ : Билл Гейтс (слава макаронному богу, пока жив!). Тоже самое : не закончил университет, занимался своими делами -> успех.
В чём же дело? Что не так с современными школами и университетами, если талантливые люди предпочитают бросать их, если их сфера интересов напрямую не связана с использованием ресурсов научных центров? Что в этой системе нуждается в корректировке?
Безусловно, есть огромные вопросы по эффективности работы учебных заведений.
Лично у меня есть большие вопросы по подходу к развитию "необычных" детей в этих заведениях. Но что меняется со временем, готовы ли сами учебные заведения меняться в лучшую сторону (хотя я уверена, что в большинстве американских вузов по крайней мере с уважением относятся к студентам, в отличие от наших российских)?

Я думаю, что прогресс в сфере ИТ, доступность информации, возможность вести независимо свою работу и вести её во взаимодействии с самыми отдаленными частями света, даёт мощный стимул прогрессу в сфере образования. Наиболее архаичным пережитком всей этой системы (да и современной науки, в общем) является то, что тебе необходимо неизбежно тратить своё время на "прохождение уровня соответствия" : все эти регалии, научные степени, только они - делают тебя вхожим в мир большой науки. В процессе получения этой необходимого для доступа на нужный уровень, "отсеивается" действительно большое количество талантливых людей, которые "плохо социализированы" : им ведь сложно понять, почему
интересующая их область знаний оказывается менее важной, чем соблюдение субординации с кафедральной крысой-профессором, дающей тебе поработать в лаборатории. В западном мире, вуз (научный институт, лаборатория) является посредником между (чаще) бизнесом и разработчиком. Вуз заинтересован в талантах, т.к. на выделяемый на исследование грант, вуз покупает себе таланты. Это главная часть бизнеса вуза, на западе. У нас, конечно, всё по-другому, потому что у нас вообще сейчас непонятно что в стране происходит, но видимо, что эта же система когда-то придёт и к нам.
Но пока в корне эта система, когда множество талантов остаются за бортом прогресса цивилизации, мы как человечество, очень многое теряем. Я не очень надеюсь, что в скорости это положение изменится, но то, что системе образования предстоит либо реформироваться, либо умереть из-за своей бесполезности, это совершенно очевидно.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
zanuda3
Oct. 10th, 2011 04:49 am (UTC)
На мой взгляд неплохо бы понять цель получения образования. Для чего человеку то или иное образование? Что бы с помощью него поддерживать тот или иной режим в стране? Чтобы с помощью своей образованности делать себя и своё начальство богаче? Чтобы познавать окружающий мир и самого себя?

Приведённые вами примеры, это примеры образования для денег и достижения высокого социального положения, это примеры того как образование делает людей сильнее. Но делает ли такое образование из человека личность гармоничную? Делает ли оно более гармоничным мир вокруг человека? Опыт показывает, что чем больше в мире денег и силы, тем меньше в нём гармонии, и тем больше в нём крови и насилия.

Как ни печально, но люди в основном хотят получить образование, чтобы стать сильнее. Сегодня мы развиваем прогресс ради прогресса, а не ради человека, и всё больше людей осознают что такое развитие научно-технического прогресса ведёт человечество в тупик.

(Deleted comment)
zanuda3
Oct. 10th, 2011 09:18 am (UTC)
Спрос рождает предложение. Сегодня на корочки есть спрос. Он был всегда. Корочки выстраивают в стране, в науке, в системе образования чёткую иерархию статусов людей. Большинство людей стремится не ломать установившуюся иерархию, а суметь как можно выше забраться по этой иерархической лестнице. Таковы люди, такова наша природа и никуда мы от неё не денемся. Нынешняя система образования это ответ на запрос общества, а совсем не прихоть государства.
Система иерархии корочек эволюционирует, и одних корочек уже мало. К корочкам нужны связи, нужна поддержка влиятельных родственников и знакомых. И в один прекрасный момент вся эта иерархия прогнивает насквозь и рушится. А затем иерархический цикл повторяется заново.

За креативной работой мы не хотим видеть её конечного результата. В прошлом веке учёные создававшие ядерное оружие не раз поднимали вопрос об ответственности человека за своё познание, за свою силу. Сегодняшние учёные таких вопросов не задают. На лицо разрыв между человеческими возможностями и человеческой ответственностью, и этот разрыв стремительно растёт. Наши дети и внуки будут бороться с последствиями нашей безответственности, также как мы боремся с последствиями безответственности наших отцов и дедов.

Игрушки Джобса сделали счастливыми лишь дураков, и то не на долго.
(Deleted comment)
zanuda3
Oct. 10th, 2011 10:11 am (UTC)
Технологии призваны подчинять одних людей другим. Так было всегда. Чтобы пользоваться плодами технологий, надо на кого-то очень много поработать. Любые технологии несут как благо так и вред. Просто вред не всегда учитывается, а зачастую сознательно скрывается. А ещё чаще мы, люди, плюём на ущерб в будущем ради сиюминутных благ и выгоды.

Насчёт людской безответственности с вами согласен. Но зачем тогда образовывать безответственное человечество, зачем этому человечеству креативная работа? Ради того чтобы побыстрее наступил полный швах? ;0)
(Deleted comment)
zanuda3
Oct. 10th, 2011 11:19 am (UTC)
Смысла в жизни нет. В ней есть лишь цели ;0)

Когда я слышу и читаю критику в адрес системы образования, первый вопрос который у меня возникает "Для каких целей вам нужна более совершенная система образования?"

А цели в конечном счёте одни и те же: сила, власть и деньги.

Грустно всё это ;0)
(Deleted comment)
zanuda3
Oct. 10th, 2011 12:47 pm (UTC)
Поверю. Но вашу образованность на 90% будут использовать те, кто преследует вышеперечисленные цели.
(Deleted comment)
zanuda3
Oct. 11th, 2011 04:27 am (UTC)
Это смотря что понимать под прогрессом. Если под прогрессом понимать накопление человечеством силы и знаний, то тогда у него с прогрессом всё в порядке. Только вот опять же разве увеличение количества это прогресс?

А вот если под прогрессом понимать стремление к духовному развитию, стремление к гармонии с окружающим миром, стремление к минимальному разрушению, осознание своей ответственности, то никаким прогрессом и не пахнет.

Суть людей и человечества со временем не меняется. Мы не прогрессируем, а разрастаемся как раковая опухоль.
( 11 comments — Leave a comment )